Православные церкви Ельского района 

Православные церкви нынешнего Ельского района.
До заключения унии Великого Княжества Литовского с Королевством Польским в 1387 году на территории ВКЛ имелась только одна католическая епархия с центром в Вильно, а в 1772 году в Виленском воеводстве уже имелось 10 католических приходов, в Минском-36, Витебском – 27, Полоцком -19 и значительное их количество и в других воеводствах. В то время в ВКЛ имелось 250000 православного населения,130 православных приходов и под нажимом России 5 монастырей и 164 церкви на территории нынешней Белоруссии были переведены на унию. Основная часть православных приходов приходилась на северо – восточные и юго – восточные районы, примыкавшие к России и Украине.
В середине 18 столетия Россия прилагала большие усилия по поддержанию православия на нынешней территории Белоруссии. Так в 1753 году российский резидент в Речи Пасполитой сделал заявление Польскому королю Августу - 3 об обидах православного населения от униатов, а в 1758 году в Петербурге, российское правительство потребовало от польского посла Праса прекратить давление и преследование в отношении православных монастырей, церквей и местного православного населения в Речи Пасполитой и перевода их на унию. В 1760 году Екатерина -2 на основании договора от 1686 года о вечном мире ,приняла более решительный курс на подержание православия в Белоруссии, в следствие чего, имея поддержку правящих кругов России в 1762 году могилевский епископ Георгий Канинский ездил в Петербург с жалобами на гонения . В период времени с августа 1795 по март 1796 годы, в православье на территории Белоруссии вернулось около 100000 верующих. Этот период перевода в православие, под нажимом местных властей и священников, без проведения разъяснительной работы среди основной массы верующих крестьянства привел к тому, что после смерти Екатерины – большая часть верующих снова вернулась в униатство, что свидетельствует о сильном влиянии католических священников и помещиков на местное население. В результате этой «компании» позиция униатской церкви не только не ослабла, но наоборот усилилась в глазах местного населения. В 1798 году , на основании Указа Белорусские униаты остались в полоцкой епархии, а Минские и Литовские униаты перешли в состав Берестейской епархии , руководство которой взяла на себя Римско-католическая коллегия , что привело этих униатов к потере самостоятельности и вскоре их перевели на латинский обряд.
В 1796 году в Мозырском уезде , с учетом всех вышедших из униатства было 48 православных церквей, в 1798- 87, а к 1800 году осталось 66 церквей. После проведения разъяснительной работы среди крестьянства в 1803 году уже было 62 церкви и такое же количество прослеживается и до 1887 года.
В нынешнем Ельском районе в 1800 году было 6 православных церквей. которые кратко описываются ниже:
1.Скороднянская церковь Святого Великомученика Димитрия, настоятелем которой был священник Илья Онискевич.
2.Ельская Троицкая церковь –священник Герасим Пантелеймонов Плишевский.
3.Ремезовская Покрова Святой Богородицы – священник Константин Стебиковский.
4.Кочицкая (Кочищанская) Николаевская церковь –священник Григорий Киселевич.
5.Медвежанская (Медведное) Михайловская –священник Павел Буяковский.
6.Кузьмическая Свято-Троицкая церковь- священник Иван Бедрицкий.
А также:
7.В 1853 году помещиком Павлом Новицким в деревне Высокое на средства прихожан была построена церковь во имя Великомученика Димитрия Мироточивого, в данной церкви священников не имелось и церковную должность исполнял местный церковный староста.
8. В 1860-х гг. В деревне Санюки была построена православная церковь.
9. В 1888 году на церковном кладбище в деревне Богутичи была построена часовня.

В 1909 года в деревне Новое Высокое был построен католический костел. Все означенные духовные учреждения были разрушены или разобраны еще до Великой Отечественной войны, а сохранилась по сегодняшние дни только Ельская Троицкая церковь. Вернемся к старейшей церкви того времени - Скороднянской. Сама деревня Скородное расположена на древнейшем торговом и военном пути из Киевского в Полоцкое княжество, по которому вероятно в 9 -10 веках ходили воевать древлян и кривичей и собирать дань Киевский князь вещий Олег. После смерти Олега и нерешительности князи Игоря Рюриковича древляне перестали платить дань Киеву. Согласно сведений летописца около 946 года князь Игорь пошел за данью к древлянам, и начал брать дани больше обычного, всячески притесняя их со своею дружиною Взявши богатую дань князь Игорь стал возвращаться в Киев. Подумав, Игорь сказал своей дружине: »Идите с данью домой , а я возвращусь, похожу еще». С небольшим количеством ратников Игорь возвратился в земли древлян для дополнительного сбора дани. Древляне подумали со своим князем Малом и решили ;»Повадится волк к овцам , перетаскает все стадо, пока не убьют его , так и этот: если не убьем его , то всех нас разорит». Порешивши так они послали сказать Игорю :» Зачем идешь опять? Ведь ты взял свою дань?». Но Игорь не послушался их, тогда древляне , вышедши из города Коростеня , убили Игоря и всех бывших с ними» (С.М.Соловьев. Русь изначальная. М., 2001). В последствии его жена Ольга трижды отомстила древлянам, том числе не захватив силой, хитростью, при помощи голубей и воробьев спалила город Коростень, забрав старейшин себе, часть населения отдала в рабство своим воинам и часть оставила в городе , наложив при этом тяжелейшую тройную дань. Имеются и исторические архивные материалы того, что еще в 15 веке, во времена Великого Княжества Литовского (ВКЛ ), Скороднянские и украинские помещики Геевичи судились в Вильно за право владения спорными территориями на пограничной реке Желонь и за « Литовский остров». Во второй половине 15 века через Скородное со стороны Овруча северные территории ВКЛ подвергались набегам и Крымских татар, вследствие чего сохранилось название и татарский брод. По сведениям также имеется и завещание Скороднянского помещика Трипольского на завещание местной церкви на землю «Отрубной остров», датированное 1621 годом .В середине 18 и начало 20 века Скородное иногда называлось местечком.( К концу 16 века все названия местечек были практически уже утверждены). Во все периоды своего развития Скородное было одним из самых крупных населенных пунктов как по количеству домов и проживающих там крестьян так и по количеству числу католических священников владевшими тамошними землями. Со времени отмены крепостного права в 1861 года имело статут волостного центра до Октябрьской революции. Из анализа имеющихся на сегодня материалов, можно с уверенностью отметить, что Скородное один из старейших населенных мест и предположительно могло быть заселено в середине 12 века.
В 1909 году Скороднянская церковь сгорела, но была полностью восстановлена к 1912 году. В советское время, до Великой Отечественной войны, все церкви и костел, кроме Ельской Троицкой церкви были разрушены. По отслеженным архивным документам значилось село или местечко Каролин, а церковь называлась Ельской. После выхода из унии (уния – это соглашение об объединении на территории Речи Посполитой православной и католической церквей, которое предусматривало признание верховной власти папы римского и основных догматов католичества при сохранении православной обрядности. Была заключена в 1596 году.) в 1795 году , нынешняя территория Ельского района вошла в состав Мозырского уезда, созданной Минской губернии царской России. Но жизнь простого мужика легче не стала, т.к.на местах остались местные католические помещики (все помещики были католического вероисповедания),поддерживаемые такими же уездными и губернскими начальниками, не только жестоко относились к крестьянам (к примеру из Кочищ и Высокого в начале 19 века крестьяне убегали целыми семьями. А после побега 4 мужиков в 1823 году из Высокого, помещик Григорий Новоковский направил ответ в Минское Губернское по крестьянским делам Присутствие, что трое из четырех мужиков умерли и надо полагать насильственной смертью,после проведенной над ними публичной экзекуции для усмирения других непокорных, ищущих для себя и своих семей лучшей доли), но и всячески притесняли практически все без исключения православные церкви, отбирая у них земли и леса, ставя их на грань выживания. Так Ремезовская приходская церковь и Минская Духовная Консистория с 1821 по 1903 годы судились с помещиками Штейном, Новоковским и Стоцкими , а впоследствии на землях имения Высокого и с помещиками Лопушанским и графом Феликсом Тышкевичем по поводу захвата церковных земель при Кочищанской, Высоковской и Ремезовской церквях. Не смотря на грозные резолюции Губернского Правления , церковь так и смогла вернуть захваченных земель и леса, которые помещики хищнически вырубили полностью. Та же картна наблюдалась по искам Скороднянских священников с помещиком Генрихом Адамовичем, Каролинскими священниками с помещиками Горватом и Иваном Петровичем Анзельмом. 1795 году в Ельской Троицкой церкви сменилось 6 православных священников. Я же хотел бы рассказать своим землякам, прихожанам и духовенству о священнике Андрее Максимовиче Перепечине, внесший наиболее весомый вклад по просвящению и поддержанию гражданского порядка и спойствия в своем приходе.
Перепечин А.М. 1842 года рождения, уроженец села Якимовическая Слобода, Речицкого уезда, священнический сын, 14.06-1865 года, после окончания полного курса наук в Минской Духовной Консистории с аттестатом 2 –го разряда 5.05-1866 года его Преосвященством Преосвященнейшим Михаилом - Архиепископом Минским и Бобруйским рукоположен в диакона, а 15.05- того же года Архиепископом Михаилом рукоположен в священника Ельской Троицкой церкви, имел грамоту от того же года. В сентябре 1866 года Минской Дирекцией Народных училищ назначен законоучителем Ельского народного училища. 1.09- 1867 года по предложению той же Дирекции занял место наставника в училище. За « хорошие успехи и усердие в деле народного просвящения «, по представлению Минской Дирекции Народных училищ, Указом Минской Духовной Консистории по резолюции правом его Преосвященства Александра ,Епископа Минского и Бобруйского представлен к награде от 9.04-1869 года –благодарность.14.06-1870 года Епископом Минским и Бобруйским за усердную службу по духовному ведомству награжден набердником. 25.11-1871 году за отличие и ревностное усердие при перестройке церкви и за устройство певческого хора Указом Минской Духовной Консистории объявлена благодарность и «преподано Архипастырское благословение». В 1873 году за деятельность церкви и приходу была объявлена благодарность Мозырского епархиального начальства.12.08-1874 года по должности законоучителя была объявлена благодарность Минской Дирекцией Народных училищ и 24.03-1879 года также была объявлена благодарность и награжден денежной премией в размере 20 рублей серебром за общие пения .В характеристике указано, что «был усердный в исполнении пастырской обязанности в проповедывании слова Божьего , поведения отличного». В составе семьи значатся сын Петр 1869 г.р.-учащийся Мозырской промгимназии, дочь Александра 1873 и сын Михаил 1875 г.р.( данные на 1879 г.).По всей вероятности Перепечин к этому времени был уже вдовцом, т.к и на 1909 и 1913 годы сведений о жене не имеется. На 1900 год его сын Петр окончил медицинский факультет Московского университета и работал врачом в Верхнем Волочке; дочь Александра окончила Паричское училище и вышла замуж за Кобылинского-священника Мозырской Соборной церкви, а сын Михаил окончил 5 классов Московского слесарного механического училища и работал помощником машиниста в Москве.
Исправляющий должность псаломщика Климент Александров Волочкович в 1864 году обучался причетническим предметам в Слуцком монастыре, 1865 году определен к Сулятической церкви Новогрудского уезда пономарем, с 1878 г.псаломщик Скороднянской церкви и в 1879 году по прошению назначен в Ельскую церковь,30 лет, холост. «Причетническое дело понимает хорошо, исполнительный по службе и поведения хорошего». Просфирня- вдова бывшего дъячка - Плышевская Елизавета Моисеева, от роду 77 лет. Церковный староста Василий Евсеев Авраменко 63 года. В 1879 году в состав прихода Ельской Троицкой церкви входили:
Ельск- 38 двора, мужчин-153 и жен.159; Шарин-33 двора, муж.- 133 и жен. - 127; Вишенки-17 дворов, муж.-68 и жен. -75; Богутичи -26 дворов, муж.-106 и жен. 125 ; Добринь-36 дворов, муж.- 165 и жен. -155; Буда или Даниловка 7 дворов, муж. 31 и жен.- 44. От Речицкого уезда военных в Бобруйках 19 дворов, муж.-77 и жен.-67.
На 1900 год значится крестьян-собственников в приходе: Ельск-дв.-43, м.-174.ж-163; Шарин-40-161-175; Вишенки-25-100-107; Богутичи 40-160-183; Добринь-52-210-230; Буда-19-78-81; Новая Рудня-31-127-123; Бобруйки-22-90-83; Новопроживающих 27-110-70; военных в разных местах -53-212-226.(дома.муж. и жен).
В 1860 году церковным старостою был Григорий Бегляк, 1867-Василий Авраменко и Яков Дубодел.
Практически рост Каролина начался только в 1892 году, после придания ему статуса волостного центра . По всероссийской царской военной переписи 1916 года в Николаеве ( 1916-1918 г.г. так назывался Каролин) имелось 216 дворов имевших какой то земельный надел и из них было 108 еврейских, т.е. наполовину.
В статье использованы материалы Национально исторического архива Республики Беларусь фонды: 120,136,183 ,242,325,333,878 и другие документы.

на главную
Мои статьи

Hosted by uCoz