на главную Мои статьи
Происхождение названия Каролин

Занимаясь исследованием истории Ельского района, я не мог обойти вниманием вопрос о происхождении одного из названий Ельск – Каролин – Николаев – Каролин – Ельск. Тем более, что существует множество версий и, притом, разные авторы, опираясь на свои исторические исследования и предположения, отстаивают свои точки зрения. Я же, уважаемые земляки, на основании собранных исторических сведений и материалов сегодня предлагаю наиболее реальную, на мой взгляд, версию происхождения названия Каролин.
Но что бы для всех было более понятными события многовековой давности, происходившие на территории района, вернемся назад во времена Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой.
Еще с 1396 года, начиная с короля Ягайло, польское католическое духовенство, активно поддерживаемое королями, стремились обратить в католическую веру население нынешней территории Белоруссии. Главным авангардом насаждения католицизма являлись иезуиты, орден которых был образован в первой половине 16 века испанским дворянином Игнасио Лойола. Сторонники иезуитов обосновались в западной Европе. При полном покровительстве польского короля и польского кардинала Гоозия они появились в Польше после принятия Люблинской Унии в 1569 году, а вскоре и в Вильно. Открывались многочисленные школы и коллегиумы, где обучались сыновья мелкой шляхты и просто бедного городского сословия. На 1586 год на латинском языке уже обучалось более 700 учеников. Последователи иезуитов, поддерживаемые светской и духовной властью, активно проповедующие учение католицизма, вскоре распространились на всю территорию Белоруссии и Украины.
Православное духовенство и местное население, не желало принимать римско-католической веры, и с ними особо и не церемонились. Отбирались православные монастыри и церкви, церковное имущество, имения у мелкопоместных князей, а православных крестьян насильно загоняли за ограды костелов. Многие из православных епископов, не выдержав постоянного давления и насилия, согласились на соединение с римским костелом.
2 декабря 1594 года в Бресте было подписано следующее обращение: « Мы умыслили, с божией помощию, соединиться как было и прежде, с братией нашею римлянами под одним видимым верховным пастырем и даем себе пред Богом обет, что мы всем сердцем и со всею ревностию будем стараться, каждый порознь и приведении и прочаго нашего духовенства и всего народа к тому же соединению. А для большаго возбуждения к тому мы составили между собой настоящий письменны акт, которым и свидетельствуем нашу полную и неизменную волю на соединение с Римским Костелом». ( Архиепископ Афанасий Мартос. Буэнос-Айрес, 1966 и «Беларусь в исторической государственной и церковной жизни». Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви. Минск. 1990). Акт был подписан волынским епископами Ипатием Потеем и престарелым Кириллом Терлецким. Вскоре акт подписали: митрополит Литовский Михаил Рогоза, архиепископ Полоцкий и Витебский Григорий Зогорский, епископ Пинский и Туровский Леонтий Пельчицкий, епископ Холмский и Белзский Дионисий Збируйский, архимандрит Кобринский Иона Гоголя, епископ Львовский Гедеон Балабан и Перемышльский Михаил Копыстенски.
Нынешняя территория Ельского района относилась к Туровскому епископству и таким образом отрылся широкий доступ иезуитам на эти территории. При поддержке католических управителей и помещиков они стали активно насаждать римскую католическую веру, чуждую для местного населения. В короткий исторический отрезок времени, православные церкви стали полностью униатскими, а священники и их семьи практически полностью оказались ополяченными. На конец 16 века в Мозырском повете собственность на земли выглядела следующим образом: государственная (королевская) собственность- 43 сел, деревень и имений, шляхты-52, католической церкви- 8 и в подавляющем большинстве в окрестностях Лельчиц и православной церкви только два селения: Иванищевичи на севере повета и Карповичи на юго-востоке. Полностью иезуитскими стали имения Ремезы- Стоцких, Кочищи и отдельно имение Махновичи. На территории нынешнего Мозырского района под владениями иезуитов оказались следующие имения: Букча, Глиницы, имение Кеневича (активный участник восстания 1831-1833 годов, которое прокатилось и по территории Ельского района), Мойсеевичи, Осовец, Острожаны, Остерово, Рычев, часть Турова и другие.
В поветовом (уездном) городе Мозыре были построены католические храмы: 30.08-1645 года- Бернардинский монастырь, 2.05-1701 года Францисканский монастырь и 12.03-1713 года мужской Цистерианский монастырь, которому принадлежало 7 дворов деревни Юхново, женский римско-католический монастырь, которому принадлежала часть села Кимборовка. ( Минский Национальный исторический архив, фонд 1728, оп.1.)
Свои сильные позиции униатские сторонники удерживали до 1773 года, т.е. до второго раздела Речи Посполитой. Вероятно под нажимом России, с 1773 года униатские владения отошли к польской короне и затем новым владельцам: Бискупу Виленскому Игнатию Массальскому, стольнику Виленскому Станиславу Антонову Потоцкому, стольнику Иосифу Доминикина Любочевскому, Мартину Казимирова Калинскому и другим католическим помещикам.
. К тому времени в местечке Скородно уже давно имелась православная церковь во имя Святого Димитрия, которая также стала униатской. Упоминания Ельска или Каролина в архивных документах на конец 16 и начало 17 веков в архивных документах нигде не обнаружено. Имелись населенные места: Скородно, Медведно, Валавск, Кузьмичи, Богутичи, Кочицы (Котчицы), Ремезы, Шарин, Вишенки и вполне вероятно Высокое, т.к. на 1773 год это имение также стало принадлежать четырем католическим владельцам.
Дорога из Мозыря на Овруч проходила через Мелешковичи- Шарин-Кочицы (Котчицы)- Кузьмичи –Скородно, а впоследствии и через Михалки-Богутичи. Была и дорога из Овруча через Скородно- Кочицы- Ремезы- Махновичи- Скрыгалово и далее в северные территории.

В 1773 году стал продавать свои имения и маршал Мозырского уезда Кузьма Антонов Оскерко, который владел землями от Мозыря и включая земли в окрестностях Ельска. Как свидетельствуют архивные документы :»Слободская Михайловская церковь построена в 1775 году помещиком Оскерко. С 1878 года стала называться Скрыгалово- Слободская. В 1880 году по плану Минского Губернского Церковного строительного присутствия перестроена на средства прихожан»… и стала называться «Успенская церковь села Слобода». (МНИА, ф.849, оп.1)
Ельская Троицкая церковь также была униатской церковью. И по этой церкви, мною в Национальном историческом архиве обнаружены очень ценные записи (1907-1913 г.г.) священника Ельской Троицкой церкви Андрея Максимовича Перепечина, который был одним из старейших и уважаемых священников в Минской Духовной Консистории. В Ельской Троицкой церкви он служил с 1866 года.
Вот, что свидетельствуют эти записи дословно: « Вся земля при церкви даренная помещиками Казимиром и Каролиной Стоцкою Оскеркам в 18 столетии. Фундушные церковные земли отторгнуты в настоящем столетии помещиком Горватом, а в каком году неизвестно (от автора: надо полагать подаренная земля) и в настоящее время все эти церковно- фундушные участки земли находятся в обрубном владении крестьян.
Все документы на дарственную и фундушную землю утрачены должно пологать в пожаре 1775 года или последним униатским священником Ворсобовичем около 1822 года уничтожены (надо читать или). … Участковые планы и межевые книги на 4 участка церковной земли, а также именной документ помещика Артемия Горвата от 5.04-1866 г. и остатки древних документов на польском языке ( и неразборчивым почерком «Ревельсиль»? 13 лета» в октябре 1872 г. утеряны и.д. псаломщика С. Плышевским, о чем было донесено епархиальному начальству, а 3 февраля 1883 года в Минскую Духовную Консисторию…» (МНИА, ф.878, оп.1 № 57) (от автора: всего же при Ельской Троицкой церкви за 1870 год по документам числилось 105 десятин земли, что составляло 126 гектаров. Нигде и ни в каких документах не обнаружено, что бы священник Перепечин владел огромными земельными владениями. Владение крупными земельными участками не характерно для православных священников.
Данный текст можно трактовать следующим образом: иезуитское имение Ремезы, путем захвата могло принадлежать помещикам Стоцким с начала 17 века. Предположительно слова «Ревельсиль 13 лета», можно понимать как какой-то королевский акт от 13 года, касающийся Ельска, или окрестных земель. К 1813 году эту дату отнести невозможно, т.к. к этому времени государство Речь Посполитая прекратило свое существование и униатство уже утратило свое былое влияние. Кроме того, Россия еще не оправилась от кровопролитной войны с Наполеоном. Поэтому логичнее было бы отнести эту дату к 18 столетию, т.е. к 1713 году. К этому времени были заселены низменные места нынешней территории Ельска, где предположительно, в период времени 1768-1772 годов Оскерком, в малонаселенной деревне Ельск и была построена эта церковь как униатский храм и после пожара 1775 года, церковь была восстановлена заново. Помещики Стоцкие, являющиеся яростными сторонниками католицизма и посещавшие этот храм, до 1773 года и подарили часть своих земель Ельской Троицкой церкви. В благодарность к такому подарку и вероятно по просьбе тогдашнего священника деревня Ельск, в которой была построена церковь стала называться селом Каролином в честь жены помещика Казимира Стоцкого- Каролины.
Особо рьяными сторонниками униатства и впоследствии католицизма остались священники Лельчицкого греко-униатского храма во имя Святой Тройцы. Впоследствии в 1909 году в Лельчицах графом Феликсом Иосифовичем Тышкевичем, был построен католический костел, в том числе и в его имении Высокое (Новое Высокое), рядом со стоящей водонапорной башней, со стороны дороги. Разрушен в 1938 году и кирпичи от разобранного костела пошли на строительство склада. В это время также была разрушена и православная церковь во имя Святого Димитрия Мироточивого в селе Старое Высокое и на ее месте из этих строительных материалов был построен деревянный клуб. Насильно навязанная католическая вера местному населению в окрестностях Лельчиц, открыла в эту местность дорогу и переселенцам из Польши и долго удерживала свои позиции. Даже в начале 20 века «…лельчицкий ксендз Довгялович открыто порицал православную веру, венчал и крестил по католическим обычаям православных христиан»…, за что в отношении его властями дважды возбуждались уголовные дела за грубые нарушения по отправлению им своих духовных обязанностей. (МНИА, ф.183,оп.2)
Мою версию происхождения названия Ельска и его заселения, Вы, уважаемые земляки и читатели, узнаете несколько позднее.
Свои отзывы и пожелания можете направлять на мой электронный адрес: мiksuk_st@mail.ru
С уважением, Ваш земляк Степан Миксюк.

24 августа 2007 года

Hosted by uCoz