Происхождение названия "Ельск" |
вернуться на главную страницу | Мои статьи |
|
Работая несколько лет в Минском Национальном историческом архиве, я, конечно же, искал архивные документы, которые бы смогли пролить какой-то свет на происхождения названия Ельска или Каролина. Часто бывая на Ельщине, я встречался со многими любителями истории, которые и просили узнать происхождения названий нашего районного центра. По происхождению этих названий и теперь мне часто напоминают сотрудники Ельского райисполкома.
По происхождению названия Каролин, в газете я уже озвучивал свою версию и напомню ее вкратце. Во второй половине 60 годов 18 века помещик Оскерко, владевший землями, ныне прилегающими к Ельску, построил униатскую Ельскую Троицкую церковь. Ремезовский помещик Казимир Стоцкий и его жена Каролина, будучи людьми верующими, часто посещали эту церковь и подарили ей в вечное пользование надел земли в размере 105 десятин земли. В благодарность за это ельский священник, а, возможно, и по договоренности между помещиками Стоцкими и Оскерко, который к 1773 году намеревался продать свое имение, и решили Ельск переименовать в Каролин, в честь жены Стоцкого – Каролины. Эта версия является наиболее правдоподобной. По происхождению названия Ельска сегодня можно только выдвигать свои предположения. Каждый исследователь истории отстаивает свою версию. Отдельные авторы сегодня утверждают, что название Ельска произошло от местной речушки Елы (только где же эта речушка) или от слова «ель». Но ели в нашей местности никогда не росли, не растут и теперь, предпочитая низкие глинистые почвы, а не песчаные ельские. Помещики Ельские на начало 19 века проживали на нынешней территории Борисовского района. Они многие годы владели имением Самохваловичи под Минском. В двадцатых годах 19 века родился под Минском известный в будущем музыкант и композитор Михаил Ельский, который в 80 годах уехал в Польшу, и многие другие известные потомки этого рода, в том числе и писатель и этнограф Александр Ельский, проживающий в середине 19 века в Пуховичском районе. Мне пришлось исследовать многие старинные карты нынешней территории Республики Беларусь, в том числе и Ельского района со времен создания Великого Княжества Литовского и в более поздние периоды, но нигде обозначений Ельска либо Каролина не обнаружил. В отдельных архивных документах середины 19 века раза 4 обнаруживал названия «Каролин» или «Ельск», без каких-либо пояснений. Здесь будет уместным напомнить, что статусом «местечка» в ВКЛ наделялись крупные населенные места, как случилось с селом Скородное, которое в некоторых документах упоминается как местечко. Имеются отдельные упоминания названия Каролина также местечком. Такое название могло употребляться еврейским населением по отношению к Каролину к 1834 году, когда к Каролину был уже приписан еврейский кагал с оседлый еврейским населением. Поиск каких-то сведений затрудняется, во-первых, тем, что еще со времен шведской войны начала 18 века, войска Московского царства без согласования стали бесцеремонно передвигаться по территориям Речи Посполитой, что происходило вплоть до русско-турецких войн. Князь Радзивилл, который хранил в своем родовом имении в Несвиже архивы еще со времен образования ВКЛ, предвидя возможные потери архива в военных сражениях, решил перевести эти архивы в Варшаву. В 70 годах 18 века, на обоз с архивом наскочили московские войска, которые перебили охрану, обоз с архивом разграбили и увезли в Киев. Оставшиеся на месте остатки архива были собраны и перевезены на хранение в Варшаву и Краков. Во-вторых, нынешняя территория Ельского района со времен ВКЛ входила в состав Овручского повета, Киевского воеводства и все самые главные документы по нашей местности могут находиться в Киевском Национальном историческом архиве. Провести исследование документов в Киевском архиве в ближайшее время пока не планирую. Возможно, в будущем, после обнаружения дополнительных сведений, я смогу сообщить что-то новое, но на сегодняшние дни я предлагаю следующую версию появления названия «Ельск». Для этого придется вернуться в более ранние времена и ознакомить читателей с той обстановкой, в которой проживали наши предки. Заранее хочу предупредить, что я не ставлю цель кого-то обидеть на почве религиозных убеждений, а просто знакомлю с самими историческими фактами, имевшими место в жизни наших предков. Итак, вернемся к истории. В начале 17 века официальные власти на территории Беларуси и Украины насаждали католичество и униатство, жестоко притесняя православное население: не только священников и мелкопоместную местную шляхту, но и крестьянство. По этой причине, в 1607 году в г. Сандомире (Польша) был проведен съезд православных священников с участием православной шляхты. Участники съезда просили короля: уничтожить унию, а митрополита ВКЛ и епископов, принявших унию отстранить от своих должностей. Король Сигизмунд третий обещал выполнить это требование и даже на Варшавском сейме конституция была дополнена статьей о «о религии греческой», но это дополнение осталось на бумаге, а преследования православных и издевательства над ними не прекращались. Особое усердие в нападках осуществлял Полоцкий униатский епископ Иософат Кунцевич, который в Витебске «отобрал все православные церкви, разгромил даже временно построенные шалаши за городом» («Белорусь в исторической государственной и церковной жизни». Белорусский Экзархат,1990, стр. 179). Жители Витебска не выдержав таких издевательств и насилия, убили Кунцевича, а тело бросили в реку Двину. После этого нападки еще больше усилились. Так, в Турове были отобраны все православные церкви и церковная утварь. Местное население также подвергалось жестокому угнетению. Такая же картина наблюдалась и на Украине. Только несколько ранее местное украинское население на жестокость со стороны католических помещиков ответило «красными петухами» - поджогами имений, и после этого католические помещики свои имения стали отдавать в аренду евреям. Новые арендаторы отдавали положенные по аренде деньги и продукцию помещикам и в то же время сами, стремясь получить прибыль, еще более нещадно эксплуатировали местное население, тем самым, вызвав к себе ненависть со стороны крестьян. На территории Белоруссии подобные передачи имений в аренду были в менее значительных количествах. После смерти короля Речи Посполитой Сигизмунда третьего в 1632 году Запорожские казаки выставили новому королю требования по свободному отправлению православных обрядов, шляхетских прав по выбору короля и другие требования казаческого устройства, но эти требования не выполнялись. В 1637 году новый гетман казаков Карп Павлюк разослал универсал, в котором призывал казаков и местное население «на борьбу против неприятелей и народа русского христианского и древней веры» и столкновения обострились. В 1645 году масла в огонь подлил давний спор подстаросты Чигиринского, богатого униатского шляхтича Данилы Чаплинского и православного сотника Богдана Хмельницкого по поводу того, что Чаплинский захватил рожь и сожительницу Хмельницкого. Последний, не найдя покровительства со стороны короля Владислова, был посажен в тюрьму, но сумел бежать и 19.04-1648 года в Сечи на майдане был избран атаманом казачества, а вскоре объявил войну Речи Посполитой и начал военные действия. Правительство ВКЛ в этой войне заняло выжидательную позицию. Летом 1648 года Богдан Хмельницкий направил на юг ВКЛ (нынешняя территория Гомельской области) отряды своих полковников: Гаркуши, Гладкого, Головацкого, Небабы, Хвисько и других с целью поднять восстание среди «гультяев» и присоединить эти территории к землям войска Запорожского. Им были разосланы универсалы, с призывами браться за оружие, громить магнатов, шляхту и евреев. Вспыхнуло восстание, и повстанцы в течение лета захватили такие города как Гомель, Лоев, Чечерск, Туров, Мозырь, Брагин, Жлобин, Бобруйск, Пинск, Брест и окрестные места, в том числе был осажден и Минск. Восстание докатилось и до Могилевских территорий и сопровождалось массовыми погромами, убийствами и грабежами. Разгорелась настоящая война между православным населением с одной стороны и католиками, униатами и евреями с другой, и началось массовое бегство населения второй стороны в центральные районы Польши. Территория Ельского района, по которому передвигались войска казаков, оказалась в центре событий. Власти ВКЛ, обеспокоенные столь стремительным нападением восставших, созвали ополчение из католической шляхты для укрепления собранного войска, пригласили, конечно, за деньги обученных и хорошо вооруженных немецких наемников. Командовать войском ВКЛ был назначен польный гетман Януш Радзивилл, вместе с которым шли на подавление восставших и хоругви князя Ельского. В октябре было подавлено восстание в Пинске. В начале января 1649 года основные силы войска Радзивилла дошли до села Скрыгалово и оттуда часть войска была направлена через Ремезы- Кочищи- Скородное к «татарскому броду».(Этот брод ныне находится южнее животноводческой фермы. Сам брод и его название сохранилось и в наши дни). Задачей этой группы войска заключалась в отсечении возможной помощи казакам со стороны Запорожцев через Овруч- Скородное-Кочищи-(Кузьмичи)-Шарин –(Михалки) и далее на Мозырь. Основная часть войска 19 января начала бой с повстанцами в Морыре, и к концу дня почти все повстанцы были уничтожены. Особенно страшные зверства в отношении восставших и местного населения совершали немецкие наемники. Немногим из восставших удалось отбиться и уйти в леса. В плен попал полковник Михненко, которому по приказу Радзивилла отрубили голову и выставили на кол для устрашения местного населения. Восстание еще продолжалось до 1851 года, но с огромной кровью и людскими ресурсами с обеих сторон было подавлено. После подавления восстания, стали появляться и новые землевладельцы на Мозырщине. Так род Радзивиллов до восстания владел землями и городом Слуцком, отнятых ими силою у князей Олельковичей. После подавления восстания огромные земельные владения рода Радзивиллов появились и на современной территории Мозырского района, которыми они владели до известных событий 1917 года. Одним из таких землевладельцев мог стать и князь Ельский, который как активный участник подавления восстания, мог быть наделен землей от короны. Впоследствии он сам либо его потомки могли поселить крепостных крестьян на своих землях и этому селению по фамилии владельца могли дать название «Ельск», которое в начале 70 годов 18 века по воле помещиков было заменено на Каролин, но церковь так и осталась Ельской Тем более, что в записях священника Ельской Троицкой церкви Андрея Перепечина упоминалось, что имелись документы и какие-то государственные акты польского короля на окрестные земли и, вероятно, от 1713 года. В конце 17 - начале 18 века имеется упоминание, что Мозырским старостою был Юзеф Стефанович Ельский, который, вполне вероятно, мог быть одним из потомков князя Ельского, участвовавшего в подавлении восстания. Вскоре после подавления восстания Богдана Хмельницкого в Белоруссии и следует вести отсчет образования населенного места Ельск. Данное поселение могло возникнуть не сразу и, будучи небольшим, на картах не отмечалось. 22.11.2007 г. На фото: Разговор автора с учителями и директором средней школы №2 г. Ельска после встречи с учениками. 4 ноября 2008 г. |